свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон
#htmlcaption9 #htmlcaption8
Версия для слабовидящих
 


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Пожарная охрана информирует

Стало известно, почему инспекторы не смогли проверить «Зимнюю вишню»

Экстренные проверки всех торгово-развлекательных центров после трагедии в Кемерове, в ходе которых выявляются тысячи нарушений, выявили и серьезные недостатки в  организации контрольно-надзорной деятельности. Но не стоит обвинять во всем инспекторов. Они, как выяснилось, стали заложниками несовершенства действующего законодательства.

О том, что нужно срочно менять прямо сейчас, не дожидаясь новых бед, «МК» поговорил с  главным государственным инспектором по пожарному надзору МЧС России Ринатом ЕНИКЕЕВЫМ.

— Сейчас много говорят о том, что проверка «Зимней вишни» в 2016 году длилась всего пару  часов. Как такое могло произойти?

— В 2015 году руководитель надзорного органа МЧС России спланировал проверку ООО «Зимняя вишня». В мае 2016 года издал распоряжение, которым уполномочил инспектора на  ее проведение с 6 июня по 1 июля. Для того чтобы подготовиться к проверке, инспектору необходимо собрать сведения о том, кто является ответственным за  пожарную безопасность, какие существуют инструкции и прочее, — прежде чем идти на объект, необходимо владеть всей ситуацией. Инспектор пригласила к себе представителя организации, та приехала для беседы и представления документов. Закон обязывает инспектора разъяснить предпринимателю, в отношении которого проводится проверка, что с 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года от  плановых проверок освобождены все субъекты малого предпринимательства. Инспектор исполнила свою обязанность — разъяснила представителю «Зимней вишни» его права. Инспектор разъяснила и то, какими документами подтверждается отнесение предприятий к субъектам малого предпринимательства. Представитель заявила, что завтра привезет документы. И уехала. Все это заняло примерно час, о чем инспектором и была сделана запись. Уже к 9 утра следующего дня представитель привезла документ от госоргана, уполномоченного на его выдачу, свидетельствующий о том, что ООО «Зимняя вишня» является субъектом малого предпринимательства. Инспектор, изучив этот документ, составила акт, исполнив требование федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И прекратила проверку. Формально — на втором часе ее  проведения.

— Получается, что права проверить «Зимнюю вишню» у инспектора не было?

— Не было, это требование действующего закона.

— Зная, что «Зимняя вишня» — это место, куда приходило много людей с детьми, могла инспектор настоять на проверке? Или сама прийти и полюбопытствовать, как там дела с пожарной безопасностью?

— У нас в  законодательстве в отношении субъектов хозяйственной деятельности действует принцип добросовестности, поэтому попытки инспекторов провести проверки в  отношении субъектов малого предпринимательства жестко пресекаются. В первую очередь органами прокуратуры, призванными следить за законностью контрольно-надзорной деятельности. Около 300 инспекторов ежегодно получали за  такие попытки взыскания, лишались премий, а еще есть статья Уголовного кодекса «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности».

— А когда только собирались устроить предпринимателям эти «надзорные каникулы», МЧС что говорило?

— То, что инспектор не должен разбираться, какие юрлица занимают те или иные площади. Если объект огромный, сложный технически, инспектору не нужно разбираться в  том, кто собственник, кто арендатор, кто залогодатель, залогодержатель и так далее. Он должен прийти, проверить все здание, выявить нарушение, если есть, и  установить, кто несет за это ответственность.

— И к чему пришли?

— Чтобы подготовиться к проверке, ее нужно спланировать за несколько месяцев до начала. Инспектор должен узнать, кто собственник проверяемого объекта, кто арендатор. Но приходит время, инспектор появляется на объекте, а там уже работают другие люди. И они ему говорят: меня в плане проверок нет. Инспектор открывает сводный план проверок, утвержденный Генпрокуратурой, где действительно этого юрлица нет. И  законных оснований для проведения проверки, получается, тоже нет.

— Как вы в  таких условиях работаете?

— Все эти  годы мы проверяем здания, так сказать, кусочками. Доходим до какого-то уголка, а там ничего нет — собственник сменился. Уходим. Так было и с Кемеровским кондитерским комбинатом. В 2012 году инспектор провел там проверку, выдал предписание. В 2013 году пришел проверять предписание, а часть площадей, где были нарушения, уже проданы другим собственникам. Если же инспектор будет придумывать причины, чтобы провести проверку в отношении малого бизнеса, как я  сказал ранее, он будет строго наказан — и своим начальником, и прокурором. Да  еще и на публичных слушаниях, которые мы регулярно проводим, встанет защитник бизнеса или сам предприниматель и скажет: а вот этот инспектор нас незаконно проверял, со всеми вытекающими негативными последствиями.

— И как с  этим жить дальше?

— Мы  предлагаем внести изменения в Градостроительный кодекс, в закон о пожарной безопасности, в закон о защите прав юридических лиц и в проект закона о  госконтроле, который сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме.

— Что конкретно нужно изменить?

— Мы хотим, чтобы инспектору дали понятный для всех инструмент проверки, а не так, что дали тупые ножницы, один глаз заклеили и говорят: сделай хорошую стрижку. Инспектор не должен разбираться, кто на объекте арендатор, у кого в залоге имущество, кто что продал, кто готовится продать и так далее. Есть торговый комплекс, его и  надо проверять. Найдено нарушение — нужно устанавливать, кто собственник, скажем, воздуховода, у которого нет задерживающего клапана. Он должен получить предписание и исполнить его в срок. А сегодня получается, что с инспектором на  объекте играют в прятки. Также мы предлагаем проверять торгово-развлекательные центры не реже раза в год. Причем независимо от того, были там выявлены нарушения или нет. И проверки эти должны проводиться без предупреждения. Сейчас мы обязаны предупреждать о проверке за три дня. МЧС считает, что инспекторы  должны иметь право проводить рейды на социально значимых объектах, не уведомляя об этом арендаторов.

— Ох уж эти  рейды...

— Согласен: нельзя давать инспектору возможность приходить когда вздумается и отвлекать бизнес от работы, эту сферу надо регламентировать. У инспектора должны быть плановые проверки и внезапные. Для внезапных должен быть повод и основание. Сегодня получается, что единственный повод для внеплановой проверки — это  жалобы граждан. Но вот по «Зимней вишне» ни одной жалобы не поступило. А ведь если бы кто-то сообщил, что там регулярно закрывали двери кинозалов на ключ, о  чем сейчас многие вспомнили, то внеплановая проверка при согласовании с  прокуратурой была бы проведена.

— Вы  упомянули изменения, которые необходимо внести в Градостроительный кодекс. Что здесь не так?

— У нас в  Градостроительном кодексе записано, что на стройплощадку может войти только инспектор строительного надзора и больше никто.

— А при  каких обстоятельствах пожарный инспектор может туда прийти?

— Ни при  каких. Строители регулярно горят в бытовках, а нас туда для проверки пожарной безопасности не пускают. Дознаватели МЧС проводят там проверки только после произошедшего пожара.

— Что вы  предлагаете?

— Вернуть Госпожнадзор в число тех, кто согласовывает документы на этапе проектирования, строительства, реконструкции и капремонта зданий. Необходимо ввести и  обязательность уведомления органов Госпожнадзора о вводе объектов в  эксплуатацию, об изменении назначения объекта и об изменении присвоенной объекту категории риска.

— На днях от  «Открытого правительства», которое как раз курирует реформу надзорных органов, прозвучало интересное предложение: следить за состоянием объектов в  онлайн-режиме. Это реально? Есть на это деньги? И как это будет выглядеть?

— Сейчас предлагается много разных мер. Некоторые необходимо вводить срочно, другие — среднесрочные, третьи — перспективные. Это предложение, на мой взгляд, как раз  из разряда перспективных. По сути, это Интернет вещей. И на это, как вы  понимаете, скорее всего, могут потребоваться серьезные средства.

— А что можно сделать быстро?

— Можно развивать краудсорсинг, привлекать, так сказать общественное мнение. Пришел человек в кинотеатр и видит: светильники запасного выхода не горят. Сфотографировал, направил на выделенный ресурс или в надзорный орган.

— Еще вы  сказали, что надо менять правила пожарной безопасности. Какими они должны быть для детских игровых комнат?

— Изменения правил пожарной безопасности не требуется. Необходимо пересмотреть отношение к  их соблюдению и процедурам исполнения. Правилами уже предусмотрено обязательное наличие огнетушителей, внутреннего противопожарного водопровода. Материалы, которыми отделаны пути эвакуации, не должны быть горючими. Аниматоры  (воспитатели) должны постоянно держать детей в поле зрения и знать, как нужно действовать в случае возникновения пожара. Нужно ли бежать в гардероб, чтобы надевать на детей куртки, шапки, уличную обувь, или нет? Сегодня они этого не  знают.

— Кто несет ответственность за обучение персонала?

— Собственник объекта — торгового центра.

— Мы никак не можем избавиться от кампанейщины. Вот сейчас пройдут сплошные проверки  торговых центров и снова предприниматели начнут кивать на «надзорные каникулы». А ведутся уже разговоры о том, что их надо продлить до конца 2022 года. Что на  это скажете?

— МЧС предлагает внести изменения в Закон «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей», позволяющие Госпожнадзору проверять владельцев и арендаторов объектов с массовым пребыванием людей, даже если речь идет о малом бизнесе, невзирая на «надзорные каникулы». Нужно обязательно обеспечивать права бизнеса, хозяйствующих субъектов. Надо заботиться о бизнесе и развивать его. Но напоминать о культуре безопасности и контролировать его тоже необходимо. Вот и надо сейчас найти ту самую грань между соблюдением прав  предпринимателей на объектах с массовым пребыванием людей, высокой категории  риска и обеспечением безопасности.



Информационное письмо «Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования»

В настоящее время в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участились обращения от органов исполнительной власти, организаций и граждан по порядку применения положений ГОСТ Р 56935-2016 «Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

В целях разъяснения возникающих вопросов, а также установления единого порядка применения требований пожарной безопасности сообщается, что указанные документы в соответствии Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации» применяются исключительно на добровольной основе.
Неисполнение требований таких документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований.

Информационное письмо о порядке применения отдельных положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части обеспечения дублирования сигнала на пульт пожарно-спасательного подразделения»

 

В настоящее время в адрес МЧС России продолжают поступать обращения от юридических лиц и граждан по реализации положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), касающихся дублирования сигнала на пульт пожарно-спасательного подразделения.

В целях разрешения возникающих проблемных вопросов, а также выработки единой позиции, в части установления требований к формам и способам дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт пожарно-спасательного подразделения, сообщается следующее.

В соответствии с частью 7 статьи 83 Технического регламента дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт пожарно-спасательного подразделения предусматривается исключительно для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений), Ф1.2 (гостиницы, общежития и т.п.), Ф4.1 (здания образовательных учреждений и т.п.), Ф4.2 (здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования).

Названные положения распространяются на здания и не устанавливают дополнительных требований к отдельным помещениям, расположенным на объектах других классов функциональной пожарной опасности.

Также, например, в отношении детских оздоровительных лагерей данное требование предъявляется только к спальным корпусам и не распространяется на другие объекты инфраструктуры, расположенные на территории лагеря (хозяйственные постройки, здания пунктов питания, пищевых блоков, гаражей и т.п.).

Дублирование сигналов на пульт подразделения пожарной охраны может предусматриваться любым доступным способом, исключающим влияние «человеческого фактора», то есть без участия дежурного персонала.

Данная норма направлена на исключение влияния человеческого фактора в процессе передачи сигнала на пульт пожарно-спасательных подразделений, а также имеет своей целью оградить руководителей объектов защиты от навязывания дополнительных услуг со стороны организаций-посредников.

При этом, могут быть применены различные средства связи и оборудование, обеспечивающие эффективное дублирование сигнала и удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 9.2.2 ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» система передачи извещений о пожаре должна обеспечивать передачу от прибора, устанавливаемого на объекте, на прибор, устанавливаемый в пожарно-спасательном подразделении, то есть указанное оборудование должно быть совместимым.

Дублирование сигналов о пожаре может осуществляться на пульт подразделения, как государственной противопожарной службы, так и иных видов пожарной охраны (муниципальной, ведомственной или добровольной), предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

При этом, вывод сигналов должен обеспечиваться на пульт ближайшего подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого расположен объект защиты.

Однако, существующая проблема значительной удаленности отдельных объектов защиты от мест расположения подразделений пожарной охраны сводит практически к «нулю» эффективность и экономическую целесообразность их моментального извещения о пожаре.

На таких объектах могут быть реализованы компенсационные противопожарные мероприятия. Например: создается из числа персонала подразделение добровольной пожарной охраны, и дублирование сигнала о пожаре выводится в помещение, где размещается указанное подразделение.

В рамках осуществления проверок за соблюдением требований пожарной безопасности сотрудниками надзорных органов МЧС России контролируется исключительно соблюдение положений Технического регламента, без предъявления дополнительных рекомендаций по типам и видам оборудования.

Одновременно необходимо отметить, что отмена приказа от 28 декабря 2009 г. № 743 «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» не является основанием для прекращения эксплуатации имеющегося оборудования, поставленного в пожарно-спасательные подразделения, данное оборудование может быть использовано до окончания установленного срока службы.

Монтировать и осуществлять эксплуатационно-техническое обслуживание объектового оборудования, предназначенного для прямого вывода сигналов о пожаре в автоматическом режиме без участия персонала объектов и каких-либо посредников, на пультовое оборудование, установленное в подразделениях федеральной противопожарной службы МЧС России, имеют право любые организации, имеющие лицензию МЧС России на право проведения работ (оказания услуг) по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Также необходимо отметить, что в соответствии с положениями Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, направленную на предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиту имущества при пожаре.

Она включает в себя обеспечение предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Данная система основана, в первую очередь, на соблюдении требований противопожарного режима, применении пожаробезопасных веществ, материалов, устойчивых к огню строительных конструкций, объемно-планировочных решений зданий, устройстве систем своевременного обнаружения и оповещения людей о пожаре.То есть основная задача – это предотвращение возникновения пожара на объекте, а в случае такого происшествия – недопущение развития чрезвычайной ситуации до катастрофических масштабов и своевременная эвакуация людей силами персонала, обученного и натренированного соответствующим образом.По результатам мониторинга практики применения обязательного требования о дублировании сигнала на пульт пожарно-спасательного подразделения, анализа поступающих от юридических лиц и граждан обращений Министерством сделан вывод о том, что в ряде случаев данная норма является малоэффективной (при значительной удаленности объекта защиты от подразделения пожарной охраны, проблемы сопряжения существующей морально устаревшей системы обнаружения пожара с системой передачи сигнала), избыточной (при наличии наобъектах специальных служб, обеспечивающих незамедлительное и безусловное сообщение в пожарную охрану о поступившем сигнале срабатывания пожарной сигнализации) и финансово обременительной (для объектов бюджетной сферы, малого и среднего предпринимательства).Кроме того среди участников рынка данного вида услуг проявляются факты недобросовестной конкуренции и монополизма, что приводит к необоснованному завышению цен на продукцию и выполнение работ.Учитывая изложенное, Министерством принято решение о внесении изменений в Технический регламент, касающихся установления с учетом определенных особенностей альтернативных способов дублирования и передачи сигнала о пожаре в пожарно-спасательное подразделение.Данное нововведение будет согласовываться и обсуждаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с положениями паспорта приоритетного проекта «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований» в рамках приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».



ПАМЯТКА

жителям района по соблюдению требований пожарной безопасности в пожароопасный период

 

В соответствии с требования ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане обязаны:

1. соблюдать требования пожарной безопасности;

2. иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

3.при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

4.до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

5.оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

6.выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Что такое требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

На территории Российской Федерации действуют Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, в соответствии с которыми установлены требования пожарной безопасности в пожароопасный период:

- собственниками строений, расположенных на территориях населенных пунктов, к началу пожароопасного периода обеспечивается наличие на земельных участках, где расположены указанные строения емкости (бочки) с водой или огнетушителя. Хранение огнетушителя осуществляется в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации;

- собственники земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана;

- запрещается организовывать свалки отходов, как на территории населенных пунктов, так и за их пределами;

- на территории населенных пунктов запрещается запускать  неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня;

- на территориях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений.

 

ПОРЯДОК ВЫЖИГАНИЯ СУХОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ.

Выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках  домовладений, может производиться в безветренную погоду при условии, что:

а) участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не ближе 50 метров от ближайшего объекта защиты;

б) территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

в) на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим;

г) лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.

За нарушения требований пожарной безопасности, предусмотрена административная ответственность по ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или штрафа  в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

 

Будьте осторожны с огнем, ведь пожар легче предупредить, чем его потушить, либо ликвидировать его последствия.

При обнаружении пожара необходимо немедлено сообщить о пожаре со стационарного телефона на номер 01, с сотового на номер 101.

2 Апреля 2018 Пожарная охрана информирует
Администрации Волчихинского района Алтайского края


658930 с. Волчиха тел. (38565) 22-371, приемная 22-401

Адрес электронной почты: volchiha22@mail.ru